Инспектор ДПС и закон на дороге (как вести себя с инспектором ДПС)
Нарушили ПДД? ГАИшники остановили Вас? Как вести себя с инспектором ДПС?
Не каждая ночь заканчивается рассветом.
Инспектор ДПС
Тысячи машин движутся по автотрассам. Этот стремительный поток кажется неудержимым. Но вот в какой-то точке происходит сбой, нарушение гармонии. Это инспектор ДПС (дорожно-патрульной службы) неумолимым жестом взмахнул своим жезлом и остановил машину. Вашу машину?! Вы оказываетесь один на один с представителем государственной автоинспекции (ГАИ). И от этого не застрахован ни один водитель.
Действующее законодательство в последнее время серьезно усилило административную ответственность за нарушения правил дорожного движения. ГАИ, в свою очередь, усилила контроль над движением автотранспорта. Взаимоотношения инспектора ДПС с участниками дорожного движения строятся на неукоснительном соблюдении гражданских прав и свобод участников дорожного движения, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, четком исполнении сотрудниками госавтоинспекции своих обязанностей, внимательном и доброжелательном отношении к водителям и гражданам.
При нарушении ПДД участником дорожного движения его вина должна быть доказана в предусмотренном законом порядке. Водитель не обязан доказывать свою невиновность. А что делать, если претензии инспектора ДПС, на ваш взгляд, необоснованны? Ведь с этим явлением приходится сталкиваться постоянно. Может даже создаться впечатление, что диктат интересов сотрудников ГАИ МВД Республики Беларусь не оставляет водителю никакой возможности спокойно ездить по дорогам, а фигура инспектора ДПС вырастает до размера как минимум удельного князя.
Однако во всем мире есть достаточно эффективное средство борьбы за права человека и гражданина с нарушителями закона в различных структурах. Это — знание законодательства, умелое его применение, спокойствие и выдержка в процессуальном поединке с любыми должностными лицами.
Поединок в юридической и социологической литературе потому и называется процессуальным, что в этой борьбе применяются особые приемы и методы: допросы, обжалования, опротестования, которые отражены в специальных разделах законодательства. Вот, например, один из аспектов принципа презумпции невиновности состоит в том, что инспектор ДПС (сотрудник ГАИ, начальник отделения, следователь, ...) должен доказать вину водителя (гражданина), а последний не должен доказывать своей невиновности, не должен оправдываться, выкручиваться, сочинять легенды, версии.
Приучайтесь говорить лаконично и строго по Закону:
"Я не собираюсь оправдываться и ничего доказывать. Я вас, товарищ инспектор ДПС, прошу
доказать, что я поставил машину в неположенном месте, что это именно я проехал под «кирпич».
Прошу вас представить неопровержимые доказательства моей вины или отказаться от обвинения".
Такое заявление — кратчайший путь к процессуальной победе.
Любой владелец автомобиля хоть раз да выяснял отношения с инспектором ДПС. Часто при таких встречах со стороны водителя преобладают эмоции. А нужен профессиональный разговор, не нарушающий гражданские права водителей и сотрудников ГАИ и нормы морали. И хоть инспектор ДПС и не вправе, руководствуясь личными чувствами к участнику дорожного движения, изменять в сторону ужесточения меру административного воздействия за совершенное правонарушение, все равно не стоит ему грубить. В любом случае, даже если водитель и нарушил ПДД, нормальное, спокойное поведение водителя и вежливое общение с инспектором ДПС, по крайней мере, не ухудшит его участь. И, напротив, нервное, агрессивное или грубое поведение водителей или защита нападением только подтверждают вину водителя в глазах инспектора ДПС или любого сотрудника ГАИ.
Ну а самый верный способ достичь лояльности в отношениях между водителем и инспектором ДПС — постараться не нарушать правила дорожного движения.
У инспектора ДПС есть свои права и обязанности. Права и обязанности сотрудников ДПС изложены в памятке инспектору ДПС.
Содержание памятки инспектору ДПС Беларуси следующее:
- Права и обязанности работников дорожно-патрульной службы.
- Взаимоотношения инспектора ДПС с участниками дорожного движения.
- Порядок применения оружия и спецсредств. Статьи 18, 19, 20, 21 Закона Республики Беларусь «О милиции».
- Порядок задержания водительских документов.
- Порядок заполнения штрафной квитанции.
- Запрещение эксплуатации ТС путем снятия государственных номерных знаков.
- Запрещение эксплуатации ТС путем доставления на специальную охраняемую площадку.
- Медицинское освидетельствование водителей.
- Измерение скорости движения ТС.
- Порядок обращения с иностранными гражданами.
- Действия инспектора ДПС на месте дорожно-транспортного происшествия.
Ищите и изучайте законодательство, думайте, запоминайте и руководствуйтесь полученными знаниями. Ведь если водитель осведомлен, значит он подготовлен к любой неожиданной встрече.
Нам осталось только пожелать Вам ровной дороги и как можно меньше остановок
по требованию инспекторов ДПС ГАИ и других работников правоохранительных органов.
Счастливого пути, водители!
Усов Вадим,
Проект «ADrive».
08.02.2008
Я постараюсь поскорее разыскать и подготовить для вас, уважаемые водители, все необходимые акты белорусского законодательства, касающиеся прав и обязанностей всех участников дорожного движения, и в том числе и должностные инструкции, права и обязанности сотрудников ДПС ГАИ и других правоохранительных органов.